|

Готический
стиль зародился в середине XII века во Франции и достиг расцвета в
1-й половине XIII века. Как и романское искусство, искусство готики
находилось под сильным влиянием церкви и поэтому воплощало в
символических и аллегорических образах церковную догматику. В
XIII веке она распространилась на территорию современных
Германии, Австрии, Чехии, Испании, Англии. В Италию готика
проникла позднее, с большим трудом и сильной трансформацией,
приведшей к появлению «итальянской готики». Готика развивалась в
странах, где господствовала католическая церковь, и под ее
эгидой феодально-церковные основы сохранялись в идеологии и
культуре эпохи готики.
Термин "готика" введен в эпоху Возрождения как уничижительное
обозначение всего средневекового искусства, считавшегося
«варварским» и сначала использовалось как бранное слово. Впервые
понятие в современном смысле применил Джорджо Вазари для того,
чтобы отделить эпоху Ренессанса от Средневековья.

Ранняя готика
К ранней готике относятся соборы в Лане,
Париже, Шартре. Богатством ритма, совершенством архитектурной композиции
и скульптурного декора отличаются
грандиозные соборы зрелой готики в Реймсе и Амьене, а также
часовня Сент-Шапель в Париже (1243 –1248) с многочисленными
витражами. 
С середины XIII века величественные соборы строились в древних европейских странах – в Германии (в
Кельне),
Нидерландах
(в Утрехте), Испании (в Бургосе, 1221 – 1599), Великобритании
(Вестминстерское аббатство в Лондоне), Швеции (в Упсале), Чехии
(хор и трансепт собора Святого Вита в Праге), где готические
строительные приемы получили своеобразную местную интерпретацию.
Крестоносцы донесли принципы готики до Родоса, Кипра и Сирии.

Поздняя готика
В поздней готике появились
росписи на светские сюжеты (в папском дворце в Авиньоне, 14 – 15
вв.). Поздняя немецкая готика (конец 14 – начало 16 вв.) дала
блестящие образцы зальных церквей (Анненкирхе в
Аннаберг-Буххольце, 1499 – 1525) и дворцовых залов (Альбрехтсбург
в Майсене) со сложными узорами сводов. Готика получила
распространение также в Австрии (готическая часть собора Св.
Стефана в Вене) и Швейцарии (собор в Берне).
Долгое время
витражам не придавали такого большого значения, как фрескам или
произведениям станковой живописи. Истоки возникновения этого вида
изобразительного искусства восходят к поздней античности. Уникальный
эффект витража создается с помощью прозрачной основы – цветного
стекла. Для прорисовки контуров используется черная непрозрачная
камера.
Как и всякий художник,
витражист начинал свою работу с эскиза. Когда эскиз был готов, его
переносили на деревянные панели тех же размеров, какие размеры
должен был иметь готовый витраж. За тем на рисунок наносились
основные контуры, по которым скрепляли куски стекла
свинцовыми полосками, и потом подбирали краски для стекла. После
этого в соответствии с эскизом неокрашенное стекло разрезали и
покрывали краской. В последнюю очередь художники предавали форму и
глубину складкам одежд, лицам, рукам персонажей и предметам. Как
только окраска всех фрагментов стекла заканчивалась, их обжигали в
печи.
Краска для витражей
использовалась специальная, она состояла из толченого стекла с
металлическими пигментами. После обжига она фиксировалась на гладкой
поверхности стекла. Это позволяло росписи находиться под открытым
небом веками.
После обжига куски
стекла выкладывали на эскиз и скрепляли между собой. После этого всю
конструкцию закрепляли тонкой а рматурой и вставляли в оконную раму.
Первые
прототипы витража были обнаружены в церквях монастырей Джарроу и
Монкуирмот на северо-востоке Англии и
датированы 7 веком. В витраже
уже использовались орнаментные и фигурные стекла, но они не были
окрашены.
Почти до середины 12
века окна в храмах оставались сравнительно небольшими. В них
помещались витражи с изображением нескольких сценок или одна большая
фигура. Но уже с 1150 года размеры окон начали неуклонно увеличиваться.
В средневековье свет
воспринимался как олицетворение божества. Поэтому картины из
цветного стекла были иллюстрациями Слова Божьего. Витражам
приписывали способность просветлять душу человека и удерживать его
от зла.
Каркасная система готической
архитектуры
Основные
черты готического стиля в архитектуре – арочный каркас зданий,
многочисленные тонкие пики, устремленные в небо, узкие башни и
тонкая работа с камнем – фасад готических соборов украшают
многочисленные резные элементы. Внушительных размеров готические
соборы парадоксальным образом остаются подчеркнуто тонкими и
создают ощущение легкости и изящности конструкции.
Эта
система, впервые появившаяся в готике, позволила
изменить распределение нагрузки в здании и заметно
облегчить его стены и перекрытия. Благодаря данному
изобретению архитекторы смогли значительно
увеличить площадь и высоту возводимых сооружений.
Решающей для развития готики стала догадка, что вес
и давление каменной кладки могут концентрироваться в
определенных точках, и если их поддержать именно в
этих местах, другим элементам постройки уже не
обязательно быть несущими. Так возник готический
каркас.
Новаторство
технического решения состояло в следующем:
свод перестали опирать на сплошные стены здания,
массивный цилиндрический свод заменили ажурным
нервюрным крестовым (см. схему слева), давление этого
свода передается нервюрами и арками на столбы
(колонны). Возникающий таким образом боковой распор
воспринимается аркбутанами и контрфорсами.
Кроме
того, готика отказалась от полуциркульной, обычной
арки, заменяя ее везде, где только можно
стрельчатой. Использование сводчатой арки в
сводах позволяло уменьшить их боковой распор,
направляя значительную часть давления прямо на
опору – причем, чем выше и заостреннее арка, тем
меньше она создает боковой распор на стены и опоры.
Массивный свод заменился ребристым сводом, эти
ребра-нервюры диагонально перекрещивались и
воспринимали нагрузку. Пространство между ними
заполнялось простой запалубкой – легкой кладкой
кирпича или камня.

Готическое искусство - искусство цветущих торговых и ремесленных
городов коммун, добившихся известности
и самостоятельности внутри
феодального мира. Между романским и
готическим стилем трудно провести
хронологическую границу. 12 век -
расцвет романского стиля, вместе с тем
с 1130 года появляются новые формы.
Готический стиль в Западной Европе
достиг вершин (высокая готика ) в 13 веке.
Угасание приходится на 14-15 века (пламенеющая
готика). Строительство осуществляется
не только церковью , но и общиной (организованными
в цехи профессиональными
ремесленниками и архитекторами) . Между
строительными артелями ,
странствовавшими из города в город ,
существовали связи ,обмен опытом и
знаниями . самые значительные
сооружения , и прежде всего соборы ,
возводились на средства горожан. Часто над
созданием одного памятника трудились
многие поколения. Грандиозные
готические соборы резко отличались от
монастырских церквей романского стиля
. Они были вместительны , высоки,
нарядны , зрелищно декорированы .
Динамичность, легкость и живописность
соборов определяет характер
городского пейзажа. Вслед за собором
устремлялись вверх и городские
постройки. В замысле городского, а не
монастырского собора проявились и
новые идеи католической церкви,
возросшее самосознание горожан, новые
преставления о мире. Динамическая
устремленность ввысь всех форм храма
была порождена идеалистическим
устремлением души к небу. Готический
собор по сравнению с романским новая
ступень в развитии базиликального типа
постройки, в которой все элементы стали
подчиняться единообразной системе.
Главное отличие готического собора -
устойчивая каркасная система, в
которой конструктивную роль выполняют
крестово-реберные стрельчатые своды,
провезенные сетью выступающих ребер,
выложенных из камня, арки стрельчатой
формы, определяющие во многом
внутренний и внешний облик соборы.
Классическое выражение готический стиль получил во Франции. Величайшее
сооружение - собор Парижской
богоматери (заложен 1163 г, достраивался
до середины 13 века). Зрелая готика
отмечена дальнейшим нарастанием
ветрикализма линий, динамической
устремленностью ввысь. Реймский собор -
место коронования французских королей
одно из самых цельных произведений
готики, замечательный синтез
архитектуры и скульптуры. Главные
черты, характеризующие готическую
скульптуру, могут быть сведены к
следующему: во-первых, на смену
господству в художественных
концепциях абстрактного начала
приходит интерес к явлениям реального
мира, религиозная тематика сохраняет
свое доминирующее положение, но ее
образы меняются, наделяются чертами
глубокой человечности.
Одновременно усиливается роль
светских сюжетов, и важное место, хотя
не сразу, начинает занимать сюжет, Во-вторых
- появляется и играет доминирующую роль
круглая пластика, хотя рельеф
существует также.
Одним из самых распространенных
сюжетов в готике остался "Страшный
суд", однако иконографическая
программа расширяется. Интерес к
человеку и влечение к анекдотичности
рассказа нашли выражение в изображении
сцен из жизни святых. Выдающийся пример
изображения легенд о святых является
датируемый последней четвертью 13 века
тимпан "История святого Стефана"
на портале собора Парижской богоматери.
Включение реальных мотивов характерно
и для множества небольших рельефов. Как
и в романских храмах, большое место
занимают в готических соборах
изображения чудовищ и фантастических
существ, так называемых химер.
ГОТИЧЕСКАЯ КУЛЬТУРА
ФРАНЦИИ
ФРАНЦИЯ - это государство в Западной
Европе. Территория 552 тыс.км2.,
население 50 млн. человек. Столица
Франции – город Париж. Две тысячи лет
назад на месте Парижа был лишь маленький
посёлок Лютенция, расположенный на
острове Сите, посередине реки Сены.
Франция высокоразвитая с большим
количеством мировых культурных
достопримечательностей страна. Одним из
культурных периодов развития Франции
является – художественный стиль Готика.
В середине 12 века в городах Северной
Франции зародилась культурное течение
– готика (Готический стиль).
Слово Готика происходит от названия
германского племени готов.
Готический стиль - это
художественный стиль, явившийся
завершающим этапом в развитии средних
веков искусства стран Западной,
Центральной и частично Восточной Европы
(между серединой 12 и 16 веков). Термин "Готика"
введен в эпоху Возрождения как
уничижительное обозначение всего
средневекового искусства, считавшегося
"варварским". С начало 19 века, когда
для искусства был принят термин романский
стиль, были ограничены
хронологические рамки Готики, в ней
выделили раннюю, зрелую (высокую) и
позднюю фазы.
Готика развивалась в странах, где
господствовала католическая церковь, и
под её эгидой феодально-церковной
основы сохранялись в идеологии и
культуре эпохи Готики. Готическое
искусство оставалось преимущественно
культовым по назначению и религиозным
по тематике: оно было соотнесено с
вечностью, с "высшими"
иррациональными силами.
Для Готики характерны символико -
аллегорический тип мышления и
условность художественного языка. От
романского стиля Готика унаследовала
главенство архитектуры в системе
искусств и традиционные типы культур,
зданий. Особое место в искусстве Готики
занимал собор - высший образец синтеза
архитектуры, скульптуры и живописи (преимущественно
витражей). Несоизмеримое с человеком
пространство собора, вертикализм его
башен и сводов, подчинение скульптуры
ритмам динамичности архитектуры,
многоцветное сияние витражей оказывали
сильное эмоциональное воздействие на
верующих.
Развитие искусства Готики отражало и
кардинальные изменения в структуре
средневекового общества: начало
формирования централизованных
государств, рост и укрепление городов,
выдвижение светских сил, торговых и
ремесленных, а также придворно-рыцарских
кругов. По мере развития общественного
сознания, ремесла и техники, ослабевали
устои средневековых религиозно-догматических
мировоззрений, расширялись возможности
познания и эстетического осмысления
реального мира; складывались новые
архитектурные типы и тектонической
системы. Интенсивно развивались
градостроительство и гражданская
архитектура.
Городские архитектурные ансамбли
включали культурные и светские здания,
укрепления, мосты, колодцы. Главная
городская площадь часто обстраивалась
домами с аркадами, торговыми и
складскими помещениями в нижних этажах.
От площади расходились главные улицы,
узкие фасады двух-, реже трёх -этажных
домов с высокими, фронтонами
выстраивались вдоль улиц и набережных.
Города окружались мощными стенами с
богато украшенными проездными башнями.
Замки постепенно превращались в сложные
комплексы крепостей, дворцовых и
культурных сооружений. Обычно в центре
города, господствуя над его застройкой,
находился собор, становившийся
средоточием городской жизни. В нем
наряду с богослужением устраивались
богословские диспуты, разыгрывались
мистерии, происходили собрания горожан.
Собор мыслился своего рода сводом
знания (главным образом богословского),
символом Вселенной, а
его художественный строй, сочетавший
торжественное величие со страстной
динамикой, изобилие пластических
мотивов со строгой иерархической
системой их соподчинения, выражал не
только идеи средневековой общественной
иерархии и власти божественных сил над
человеком, но и растущее самосознание
горожан, каркас из столбов (в зрелой
Готике - пучка колонн) и опирающихся на
них стрельчатых арок. Структура здания
складывается из прямоугольных ячеек (травей),
ограниченных 4 столбами и 4 арками, которые вместе с арками-нервюрами
образуют остов крестового свода,
заполненного облегченными небольшими
сводами - распалубками.
Боковой распор свода главного нефа
передается с помощью опорных арок (аркбутанов)
на наружные столбы - контрфорсы.
Освобожденные от нагрузки стены в
промежутках между столбами прорезаются
арочными окнами. Нейтрализация распора
свода за счет вынесения наружу основных
конструктивных элементов позволила
создать ощущение лёгкости и творческое
величие усилий человеческого
коллектива.
Готика зародилась в Северной части
Франции (Ильде-Франс) в середине 12 в. и
достигла расцвета в первой половине 13в.
Каменные готические соборы получили во
Франции свою классическую форму. Как
правило, это 3-5 - нефные базилики с
поперечным нефом - трансептом и
полукруговым обходом хора ("деамбула-торием"),
к которому примыкают радиальные капеллы
("венец капелл"). Их высокий и
просторный интерьер озарен цветным
мерцанием витражей. Впечатление
неудержимого движения ввысь и к алтарю
создается рядами стройных столбов,
мощным взлетом остроконечных
стрельчатых арок, убыстренным ритмом аркад
верхней галереи (трифория). Благодаря
контрасту высокого главного и
полутемных боковых нефов возникает
живописное богатство аспектов, ощущение
беспредельности пространства.
На фасадах соборов варьируются
стрельчатые арки и богатые архитектурно-пластические
декорации, детали — узорные вимперги,
фиалы, краббы и т. д. Статуи на консолях
перед колонками порталов и в их верхней
арочной галерее, рельефы на цоколях и в тимпанах
порталов, а также на капителях колонн
образуют цельную символическую
сюжетную систему, в которую входят
персонажи и эпизоды Священного писания,
аллегорические образы. Лучшие
произведения готической пластики -
декор, статуи фасадов соборов в Шартре,
Реймсе, Амьене, Страсбуре проникнуты
одухотворённой красотой, искренностью и
благородством.
На главной площади городов строились
ратуши с обильным декором, нередко с
башней (ратуша в Сен-Кантене, 1351—1509).
Замки превращались в величеств. дворцы с
богатым внутренним убранством (комплекс
папского дворца в Авиньоне),
строились особняки ("отели")
богатых горожан.
Смелая и сложная каркасная конструкция
готического собора, воплотившая
торжество дерзновенной инженерной
мысли человека, позволила преодолеть
массивность романских построек,
облегчить стены и своды, создать
динамическое единство внутреннего
пространства.
В Готике происходит обогащение и
усложнение синтеза искусств, расширение
системы сюжетов, в которой отразились
средневековое представления о мире.
Основным видом изобразительного,
искусства была скульптура, получившая
богатое идейно-художественное
содержание и развитые пластические
формы. Застылость и замкнутость
романских статуй сменились
подвижностью фигур, их обращением друг к
другу и к зрителю. Со временем возник
интерес к реальным природным формам, к
физической красоте и чувствам человека.
Новую трактовку получили темы
материнства, нравственного страдания,
мученичества и жертвенной стойкости
человека.
В Готике Франции органически
переплелись лиризм и трагические
аффекты, возвышенная духовность и
социальная сатира, фантастический
гротеск и фольклорность, острые
жизненные наблюдения. Во эту в эпоху
расцвела книжная миниатюра и
появилась алтарная живопись; достигло
высокого подъёма декоративное,
искусство, связанное с высоким уровнем
развития цехового ремесла.
В поздней Готике, во Франции, получили
распространение скульптурные алтари в
интерьерах, объединяющие деревянную
раскрашенную и позолоченную скульптуру
и темперную живопись на деревянных
досках. Сложился новый эмоциональный
строй образов, отличающийся
драматической (нередко
экзальтированной) экспрессией, особенно
в сценах страданий Христа и святых. К
лучшим образцам французского
готического искусства принадлежат
мелкая скульптура из слоновой кости,
серебрянные реликварии, лиможская
эмаль, шпалеры и резная мебель.
Для поздней ("пламенеющей") Готики
характерен прихотливый, напоминающий
языки пламени узор оконных проёмов (ц.
Сен-Маклу в Руане). Появились росписи
на светские сюжеты (в папском дворце в
Авиньоне, 14—15 вв.). В миниатюрах (гл. обр.
часословах) наметилось стремление к
одухотворённой человечности образов, к
передаче пространства и объёма.
Воздвигались светские постройки (городские
ворота, ратуши, цеховые и складские
здания, танцевальные залы). Скульптуру
соборов (в Бамберге, Магдебурге,
Наумбубге) отличают жизненная
конкретность и монументальность
образов, мощная пластическая экспрессия.
Части храмов украшались рельефами,
статуями, растительным орнаментом,
изображениями фантастических животных;
характерно обилие в декоре светских
мотивов (сцены труда ремесленников и
крестьян, гротескные и сатирич.
изображения). Разнообразна и тематика
витражей, в гамме которых преобладали
красные, синие и жёлтые тона.
Сложившаяся готическая каркасная
система появилась в церкви аббатства Сен-Дени
(1137—44). К ранней готике относятся также
соборы в Лане, Париже, Шартре,
например, собор Нотр-Дам на острове Сите
в Париже. Богатством ритма,
совершенством архитектуры композиции и
скульптуры декора отличаются
грандиозные соборы зрелой Готики в
Реймсе и Амьене, а также часовня Сент-Шапель
в Париже (1243-1248) с многочисленными
витражами. С середине 13 века
величественные соборы строились в
других европейских странах - в Германии (в
Кельне), Нидерландах (в Утрехте),
Испании (в Бургосе, 1221— 1599),
Великобритании (Вестминстерское
аббатство в Лондоне), Швеции (в Упсале),
Чехии (хор и трансепт собора св. Вита в Праге),
где готич. строит, приёмы получили
своеобразную местную интерпретацию.
Крестоносцы донесли принципы Г. до
Родоса, Кипра и Сирии.
В конце 13 начале 14 века строительство
соборов во Франции переживало кризис:
архитектурные формы стали суше, декор
обильнее, статуи получили одинаковый
подчёркнутый З-образный изгиб и черты
куртуазности.
ОСОБЕННОСТИ ГОТИКИ ФРАНЦИИ
Старые города постепенно
разрастались, укреплялись ,
перестраивались, новые обычно
возводились на регулярной основе,
зачастую имели прямоугольную сетку улиц,
очень плотную застройку и две главные
площади - соборную и рыночную. Главным
городским сооружением остался собор,
господствовавший над всей застройкой и
получивший во Франции свои классические
формы. Это три - пять нефные базилики с
трансептом и полукруглым обходом хора,
венцом капелл, высоким и просторным
интерьером, двух-башенным фасадом с
тремя перспективными порталами и
готической розой в центре. Произведения
раннеготического зодчества (церковь
аббатства Сен-Дени: соборы в Сансе,
ок. 1140, в Париже, в Шартре)
сохранили массивность стен, грузность
нервюр, горизонтальность композиций
линий фасадов, тяжёлые двух-про-лётные
аркбутаны. Подчёркнутый вертикализм,
обилие скульптуры и декор, деталей
свойственны грандиозным соборам зрелой
готики в Реймсе, Амьене, часовне Сент-Шапель
в Париже. В конце 13 - 14 веков в
архитектуре соборов стал преобладать
обильный декор, скрывающий
архитектурные членения, появились
искривленные линии, пламенеющего стиля (церковь
Сен - Маклу в Руане). Замки
превратились в богато украшенные внутри
дворцы (папский дворец в Авиньоне;
замок Пьерфон, 1390–1420г.). В 15 веке возник
тип богатого городского дома - отеля (дом
Жака Кёра в Бурже, 1443-1451г.).
В готической скульптуре, тесно
связанной с архитектурными формами,
возродился интерес к физической красоте
и чувствам человека, к реальным
природным формам. В этот период были
созданы подлинные шедевры скульптуры:
рельефы и статуи северного портала
собора в Шартре, глубоко человечный
образ благославляющего Христа на
западном фасаде собора в Амьене,
высокоодухотворённые образы группы "Посещение
Марией Елизаветы" на западном портале
собора в Реймсе. Эти произведения
оказали большое влияние на развитие
всей западноевропейской скульптуры. В
готической живописи главным элементом
цветового оформления интерьера стал
витраж, звучный и интенсивный по цвету.
Особенно выделяются витражи часовни
Сент-Шапель и собора в Шартре. Фресковая
живопись, в которую наряду с
каноническими сценами включались
светские сюжеты и портреты, украшала
стены дворцов и замков (росписи папского
дворца в Авиньоне, 14 -15 вв.).
В готической миниатюре усилилось
стремление к достоверному
воспроизведению натуры, расширился круг
иллюстрируемых рукописей, обогатилась
их тематика. Под влиянием
нидерландского и итальянского
искусства появились станковые картины и
портреты. Решительный переход к
правдивому и жизненно убедительному
изображению реальной среды произошёл в
творчестве Лимбург. Высоким
мастерством, тщательностью отделки
отличались произведения искусства:
мелкая пластика, эмали шпалеры, резная
мебель.
Стиль французской Готики проявился в
удобных и вместе с тем торжественно-импозантных
постройках королей и дворянских замков,
функционально продуманных и прихотливо
отделанных городских особняках. В них
готически логичная конструкция,
вертикализм и живописность композиции,
живой силуэт удачно сочетаются с лёгким
изящным декором и тонким членением
плоскостей стен. Таковы замки Амбуаз
(1492-1498), Гайон (1501—10), отель Бур-терульд и
Бюро финансов в Руане.
Помимо приглашавшихся из Италии
мастеров появились многосторонне
образованные французские архитекторы —
Н. Башелье, Ф. Делорм, П. Леско, Ж. А.
Дюсерсо. Глубоко национальные
произведения стали живописные,
неотъемлемые от окружающего пейзажа
замки-резиденции в долине Луары (Азе-ле-Ридо,
1518-1529г.; Шенонсо, 1515-1522г.; Шамбор, начат в
1519г.). Роскошная отделка парадных залов
резным деревом, фресками, стуком
характерна для дворца Фонтенбло, где
работали итальянские мастера-маньеристы
Россо Фьорентино и Приматиччо.
Жемчужиной зрелости эпохи во Франции
стало здание нового Лувра (1546—74, арх.
Леско, скульптор Ж. Гужон) в Париже.
Жизнерадостный и изящный стиль
французского Возрождения в
изобразительном искуссве наиболее ярко
проявился в портрете (живописном и
карандашном) таких замечатательных
мастеров, как Ж. Фуке (известен также
как выдающийся мастер миниатюры), Ж. и Ф. Клуэ,
Корнеля де Лион.
|