От англ. land-art, «земляное искусство» — направление в искусстве 60-70-х годов, использующее элементы природы. Вальтер де Мария, Роберт Смитсон — представители лэнд-арта.
Лэнд-арт
(от англ. land art - земляное искусство),
направление в изоискусстве последней
трети XX в.,
основанное на использовании реального
пейзажа в качестве главного
художественного материала и объекта.
Художники прорывают траншеи, создают
причудливые нагромождения камней,
раскрашивают скалы, избирая для своих
акций обычно безлюдные места -
первозданные и дикие ландшафты, тем
самым как бы стремясь вернуть искусство
в природу. Благодаря своему <первобытному>
облику многие акции и объекты такого
рода сближаются с археологией, а также с
фото-артом, поскольку большинство
публики может созерцать их лишь в сериях
фотографий. Похоже, нам придётся
смириться с ещё одним варваризмом в
русском языке. Не знаю, совпадение ли,
что термин <лэнд-арт> появился в конце
60-х, во время, когда в развитых
обществах мятежный дух студенчества
устремил свои силы на свержение
устоявшихся ценностей. Художественный
мир особенно протестовал против
традиционных устоев. Само существование
рыночной системы подвергалось сомнению,
а традиционные музеи и галереи не
воспринимались всерьёз. Картины были
просто таким же товаром, как и любые
другие вещи. Традиционное искусство
умерло. Произошло ли это из-за какого-то
расчёта или в результате романтичного
отказа от давления городской жизни - не
известно. Но это возвращение к реализму
нужно воспринимать как стремление к
освобождению, как желание чувствовать
по-другому. Это стремление заново
пересмотреть отношения с нашей средой.
Термин лэнд-артиспользуется,
чтобы охватить огромный диапазон
худпроектов, называя одним словом
разных людей с разными взглядами на
искусство. Например, английский
художник Ричард
Лонг с помощью бульдозеров воплощал в
жизнь крупномасштабные проекты, цель
которых - увековечить в природе какой-нибудь
грандиозный памятник. Другие
представители лэнд-арта просто
путешествовали по миру пешком, создавая
на своём пути эфемерные скульптуры,
сделанные из подножного материала -
камней, грязи, растений и воды.
Единственной памятью о таких походах
остаются фотографии тех работ, которые,
возможно, попадутся на глаза случайным
посетителям леса, а может, растают под
мокрым октябрьским дождём, так никем и
не увиденные.
Поразительно разнообразие
ресурсов, используемых этими
художниками. Что общего, например, между Джеймсом
Труеллом, американским художником,
который в 1974 г. работал в кратере вулкана
в штате Аризона, он там создал кусочек
сказки, из которой можно наблюдать за
звёздами, и Германом
де Врайсом, который просто перенёс в
город несколько квадратных метров
нетронутой человеком природы. В то время
как Майкл Хейзер рубит утёсы, что-то
строит и перекапывает по 240 000 т земли, Дэвид
Тремлетт просто на бумаге делает
композиции из природного материала,
собирает что-то вроде гербария.
Виднейший
лэнд-мастер Кристо
(Христо Явачев) оборачивает или
упаковывает на некоторое время в ткань (обычно
серебристую) крупные природные или
культурные объекты - острова во Флориде,
участок побережья в Австралии, мост Пон-Неф
в Париже, Рейхстаг и т.д. Очевидцы
утверждают, что зрелище необыкновенно
красивое и впечатляющее. На Большом
Солёном озере в штате Юта (США) Роберт
Смитсон возвёл из чёрных камней, земли
и соли насыпь-мол в виде спирали длиной
1500 футов. Природа сама раскрасила его в
голубые и розовые цвета (голубые - соли
меди, выпавшие в осадок на камни, розовые
- микроорганизмы, населившие залив). Так
земля стала объектом и субъектом
искусства.
Александр
Голиздрин долгое время занимался лэнд-артом на
местных российских природно-хозяйственных
угодьях, например, вывезенные 16 кг
гальки из Швейцарии высыпал у
железнодорожного полотна в Саратовской
области. И назвал это <Похищением
Европы>. На недавней выставке в ЦДХ <Арт-Москва>
можно было полюбоваться на
нижегородский лэнд-арт - зиккурат из
соломы. Это такая культовая башня с
несколькими ярусами по типу тех, что
строили в архитектуре Древней
Месопотамии из кирпича-сырца.
Некоторые
художники использовали землю в прямом
смысле. Вальтер де
Марина засыпал пол галереи Хайнера
Фридриха слоем влажного чернозёма 60 см
толщиной. В стерильном пространстве
галереи с белыми стенами это выглядело
занятно.
От искусства создания ландшафтных
парков лэнд-арт отличался своей
бесполезностью с практической точки
зрения. Тот же самый Вальтер де Марина
выбрал участок в мексиканской пустыне,
над которым часто гремят грозы. Людям в
этом месте делать совершенно нечего, его
произведением любуются животные. Он
установил 400 шестов из нержавеющей стали,
примерно шесть метров высотой каждый,
причём вершины всех находились на одном
и том же уровне над морем. Если везёт с
погодой, зрители приезжают сюда
смотреть <небесный спектакль>. По
словам очевидцев, что-то поистине
вагнеровское есть в зрелище чёрных
грозовых туч и сверкающих ровных шестов,
расставленных квадратами в строгом
порядке, в которые непрерывно ударяют
молнии.
Ландшафтные произведения искусства
требуют немалых затрат на изготовление.
И это также примета нашего времени:
деньги играют в искусстве всё более
важную роль. И дело даже не в
художественном рынке, по законам
которого, как утверждают дилеры,
развивается искусство. Дело в том, что в
нашу высокотехнологичную эпоху для
создания произведения требуются
большие материальные затраты. Цифровая
фотография обходится художнику дороже,
чем холст и масло, не говоря уже об
искусственном моле-спирали Роберта
Смитсона или стальной фаллической
стометровой колонне Олденбурга. Кроме
непосредственно термина, самых разных
художников объединяет их стремление
работать с природой. Они используют
фотографии, фильмы, карты и рисунки - всё
это и есть единственная память о тех
работах, которые обычно остаются
недоступными зрителям. Иногда они
собирают фрагменты больших композиций и
выставляют их в музеях. Например, Ричард
Лонг привёз камни, облечённые в
геометрические формы. Эти художники
используют природу не для того, чтобы
вызвать у людей какие-то эмоции по
поводу её красоты, а, скорее, наоборот,
преобразуют её, вылепливают из неё чтo-то
необычное. Если можно так выразиться,
они упорядочивают природу - создают
правильные формы там, где их изначально
не могло быть.
Иногда в живописном месте появляется
какая-нибудь скульптурная композиция
или поле с пшеницей превращается в <зебру>,
где колоски уложены в определённом
порядке так, что сверху всё поле
выглядит полосатым. Известен случай,
когда Денис
Оппенхейм в 1968 г. рисовал
концентрические круги на снегу поперёк
границы между Канадой и Соединёнными
Штатами.
Лэнд-арт
- это далёкий отклик романтичной
интерпретации природы, даже при том, что
следы романтизма всё ещё могут быть
замечены у таких художников, как Ричард
Лонг, Хамиш Фултон
или Дэвид Тремлетт, или в возвышенных
усилиях Германа
Врайса создать отчёт обо всех
существующих видах почв. Большинство
времени художники заняты сражением с
природой и зачастую бросают ей вызов
Если
в России лэнд-арт популярен и, по сути,
только зарождается, то за рубежом его
эпоха идёт к закату. Наверное, это
происходит из-за тенденции к
личностному самовыражению. Утопическое
желание покончить с рыночной системой
уступило место персональным проектам,
сосредоточенным на городской
проблематике.
Лэнд-арт тем не менее показал, что в
искусстве всё ещё скрыты неизвестные
силы, которые дают возможность
нестандартно самовыражаться. Нет
никакой теории, дающей полный анализ
методов этого направления. Наоборот,
стиль поощряет постоянное творческое
движение, самобытность.
Основной
материал - земля, используют её и всё, что
она даёт. В символической форме это
значит, что художники пробуют добраться
до самой сущности произведения
искусства. Происходит ли это через
архитектурный подход или эфемерное
преобразование отношений с природой,
они уверяют, что их проекты отражают
некоторую зависть к окружающему миру:
люди умирают, а природа живёт вечно.
Далёкие от желания останавливать ход
времени, художники лэнд-арта показывают
нам, насколько далеко ушли мы от природы.
Это влечёт за собой только разрушение и
уничтожение всего живого на земле.
Подготовила О. Щурова. Использованы материалы
журнала
НИА-природа.
|